Ретроспектива невозможности измов.

Историческая юмореска.

Париж, Рю-дё-ла-Пе, 1815 год. Кафе.

За уличным столиком сидит отставной революционер, отставной чиновник Директории, отставной наполеоновский генерал с медалями чуть не за битву и пирамид и грустно пьёт кальвадос, глядя на торжествующих аристократов.

Напротив расположился торжествующий аристократ с белым бантом в золотых лилиях и тоже пьёт кальвадос. У него складывается примирительный диалог с бывшим.

— … так вот, господин революционер, как я и говорил в одна тысяча семьсот девяносто первом году этому вашему Сен-Жюсту: буржуазная общественно-экономическая формация с её демократией — это красивая утопия. Она не может работать, нет, не может. Почему? Да просто потому, что она против человеческой природы, а это, уж простите, наука. Биология, против неё не попрешь.

Что это за дикая петрушка с экономической свободой и отсутствием прямого принуждения? Плебс, товарищ, сам работать не будет никогда, слышите — никогда! Просто расскажите: как вы планировали заставить пролетария работать? Да, мне знакомый, который общался с этим этот вашим Дантоном, рассказывал про свободное обращение трудовых ресурсов на свободном рынке. Но кто, скажите на милость, такое придумал? Это же благоглупость!

Во-первых, если даже такой рынок предположить, всех работников скупят пять-десять мерзавцев, у которых прямо сейчас есть деньги, и что после, скажите на милость? Один умрёт, второй от счастья сопьётся, третий уедет в колонии, четвёртого застрелит второй исключительно по пьяни. И куда денутся все эти работники? К пятому, который станет, как ни крути, всё тем же монархом. Что-то такое, хотя и не так, случилось с этим вашим корсиканцем. Во-вторых, а с чего это пролетарий будет работать?

Он не будет работать, он быстро сговорится с такими же оборванцами, как он сам! Это неизбежно, понимаете, товарищ? Сговорившись, голытьба будет изображать работу, втирать очки, воровать, а что в итоге? Развал, деградация экономики, падение морали. А почему? Да биология же!

Человеку от природы свойственно подчиняться тем, кто выше и лучше. Ради какого чорта, простите, оборванец станет слушать точно такого мизерабля, как он сам, ведь разница лишь в том, что у одного есть деньги, и он слегка почище, да и богохульствует на людях в три раза реже. В остальном — точно такой бывший оборванец.

Человек может подчиняться только настоящему аристократу, а это, уж простите, вопрос породы. Века и века положительной селекции, которая отбирает самых лучших из самых лучших. Древние рыцари, завоевавшие королевства, лучших женщин и давшие идеальное потомство, которое, в свою очередь, воспитывается в идеальных условиях и скрещивается между собой и лет через сто, наконец, производит аристократию в первом поколении. И только её человеку свойственно слушать и идти за ней. Так повелось искони.

А вы говорите: буржуазия. Оглянитесь вокруг: буржуазия — банкрот, да-с! Не расстраивайтесь, попытка вашей утопии была красивая. Вы попробовали, у вас не вышло. Да-с, не вышло! Практический опыт доказал: двадцать шесть лет, из которых десять лет гражданской войны, попытка восстановления природонесообразной монархии с этим вашим корсиканцем, и ещё десять лет войны. Кое-чего вы добились, но не смогли, и не смогли бы, товарищ! Вы не обижаетесь, что я всё время зову вас товарищем?

Только нормальное феодальное государство и нормальная феодальная экономика жизнеспособны в этом мире. А буржуазия ваша, уж простите, способна только сапоги тачать и спекулировать сахарным тростником из колоний. Про демократию я вообще ничего говорить не буду, ибо вы мне кажетесь умным человеком. Итак, монархия, феодал и церковь — вот те три столпа, на которых стоит мир. И будет стоять, я думаю, следующую тысячу лет.

Равенна, улица Карфагенских трофеев, 493 год.

В таверне сидят два землевладельца. Один двадцать лет назад раздал всю землю сотни колонов, и теперь испытывает проблемы. Второй — латифундист рабовладелец, и у него всё в порядке — вчера он лично поздравлял Теодориха Великого с воцарением, получив ещё тысячу югеров земли и двести рабов. Латифундист угощает приятеля фалернским альбумом.

— Ну что, Петроний, доигрался в этот ваш колонат? С чего ты вообще взял, что свободные люди будут на тебя работать? Работают, ты удивишься, рабы. Да-да, рабы — так устроен мир. Может быть, ты слышал, есть такая наука — математика?

Вот смотри: ты даёшь колону землю и он вырабатывает 100% урожая. И платит тебе аренду, скажем, в 25% от выращенного. Так? А вот теперь обрати внимание: точно такой же раб мне вообще ничего не платит, потому что я забираю вообще всё. Допустим, 5% от урожая нужно потратить на пропитание, что бы он не сдох и дал мне приплод детями. Теперь несложная математическая операция: 95%-25%=70% Таким образом, я богаче тебя почти в три раза! Что и следовало доказать!

Кроме того, если раб у меня на пекулии, то после его смерти я этот пекулий заберу себе. А ещё у него есть дети, которых я могу в любую секунду продать, заработав ещё!

И что мне это стоит, в смысле трудозатрат? Да почти ничего. Ведь раб — это скотина. Ты же не слишком утруждаешься, уговаривая вола пахать? Тебе такое и в голову не придёт — ты просто вытянешь его бичом! Как и раба, к слову. Раб меня слушается, потому что я — его хозяин и у меня есть бич. Ну, в натурфилософскм смысле, ты понял.

А попробуй так поступить со свободным! Свободный человек — это уже не скот. Побыв полдня на свободе даже бывший раб начинает думать про какие-то свои права! Попробуй заставь его трудиться, если он, скажем, не в настроении? Можно, конечно, побить… Одного-двух — можно и побить. Но десять-двадцать-тридцать, сотня колонов! Они сговорятся завтра же! И тогда ты и твой старший сын ничего не будут стоить, даже с испанскими спатами в руках — они вас попросту забьют кольями, если что. Ты скажешь, можно нанять бывших легионеров? Можно. Десяток ветеранов усмирят сотню крестьян без проблем. Но у тебя есть всего 25% арендной платы! Сколько сожрут легионеры? Бесплатно стараться они не будут, уж поверь! И сколько останется после этого тебе? 5%?

Вот то-то и оно! Я оставляю 5% рабу, а колоны оставят 5% тебе! Все эти игры с этим вашим феодализмом — это утопия. Красиво, конечно, задумано — свободный труд самозаинтересованных свободных людей, этакий общественный договор! Но, в итоге, богами данная пирамида переворачивается с ног на голову. Ты получаешь 5%, вместо 95! Хотя, вроде бы, хозяин и находишься наверху.

Но, друг мой, пирамида, поставленная на верхушку — самая неустойчивая фигура в природе. Это геометрия, наука, а против неё не попрёшь! И кто эту перевернутую пирамиду удержит в равновесии? Ополчение, которое собирают с 30-ти дворов по человеку? Тебе самому не смешно?

Они же разбегутся сразу, когда наступит время собирать урожай! Можно, конечно, оставить одного ополченца для вечной наследственной службы. 30 дворов его кормят и сдают деньги на покупку вооружения. Но, коллега, зачем тогда нужен ты? Этот самый бывший ополченец тебя прирежет в ближайшем лесу, и сам станет господином.

Допустим, это возможно. Но сколько соберется таких вот ополченцев? Я думаю, они и пары нормальных легионов не составят, следовательно, вся держава за поколение рассыплется на мелкие княжества, ибо удерживать её вместе, заставлять этих ваших свободных людей работать и обороняться от внешнего врага они не смогут. Точнее, смогут, но только если страна будет крошечная.

Не-е-ет, только богами данный порядок: император, рабовладельцы и рабочий скот в самом низу. Только так может существовать государство. И оно, уж поверь мне, так и будет существовать в ближайшую тысячу лет, как я думаю. А эти ваши игры в феодализм — это утопия. Сколько вы в это вот играетесь? Со времён Божественного Юлия? Суллы? И что вышло? Вот то-то и оно, что ничего.

500 лет — достаточно, чтобы любой догадался, что вся сия конструкция нежизнеспособна.

Латифундист умолкает, глядя, как по улице марширует толпа, скандируя: Даёшь феодализм — светлое будущее человечества!

8000 лет до н.э., разваливающийся город Гёбеклы-Тепе, просто улица.

На камне сидит зашедший в гости кочевой охотник Пэк-Му-Нды из рода Ум-Ы. Рядом сидит цивилизованный земледелец. Оба пьют ячменное пиво, глядя на ветхий город. Охотник поучает земледельца.

— Вот вы понастроили! А зачем? Всё равно всё рассыплется. Мне прадед рассказывал, а ему рассказывал его прадед. Вы же совсем недавно всё это затеяли — всего 80 поколений назад, и уже всё разрушается, да-а-а, столько сил истрачено впустую.

А главное: зачем?! Не понимаю. Допустим, ковыряетесь вы в земле, растите что-то. Утром встал — пошёл пахать. И так до ночи. И так каждый день. Не легче ли взять копьё и забыть оленя в лесу? Весело, задорно! В это время баба набрала в том же лесу ароматных кореньев и всё — на неделю еда есть, можно лежать и чесать пузо.

Допустим, у вас есть большие запасы — и что? Если много запасов, значит, кто-то их обязательно приберет к себе, а остальных заставит пахать сутками на него. Причём, за еду. Да у вас что-то такое и начиналось, мне прадед рассказывал. Этот ваш шаман, или как его… жрец бога Эл-Бреда. Жрец… только жрать и может, ага. Все же на него работали. И никуда не денешься, потому как куда ты сбежишь от своего поля! И будешь ты рабом, да.

Вот у нас не так, у нас лучше. Попробуй сделай из нас рабов! Здесь олени кончились, откочевали на три недели — там олени есть! С богами я сам разговариваю, мне никакой жрец не нужен. Кормлю я только себя и свою бабу с дитями. Состарюсь — дети меня кормить станут. Вот это я понимаю — это настоящая жизнь!

Такого красивого города мы, конечно, не построим. Но зачем он? Что бы жрец этого вашего Эл-Бреда меня работать заставлял? Выкуси! Не бывать тому. Что тут у вас? Цивилиза-а-ация? да нахерн нужна такая цивилизация, когда все пашут, горб наживают, на котором потом будут кататься десяток лентяев! Ну, конечно, город красивый, не поспоришь. Только много с него толку!

Во-первых, всё равно развалится, а наш лес и наши холмы — они вечные. Во-вторых, какая у вас жизнь! Ты погляди на себя! А вспомни моего прадеда? Во мужик был! Богатырь! Бегом догонял оленя и копьё метал на триста шагов! И, между прочим, дожил до 40 лет! А ты в 25 слабее чем он в глубокой старости. Всё от того, что работаешь много. Все беды от того, что вы слишком много работаете и слишком мало отдыхаете, кормя этих ваших дармоедов.

Проку с вас… вот пиво только придумали. Пиво у вас хорошее. А так — суета одна. И ради чего? Вот этот ваш город — он сколько простоял? Смех да и только — три тысячи лет!

Однако, засиделся я у вас. Бросал бы ты эту вашу цивилизацию с рабовладением. Вы попробовали — ничего не вышло. Да пробовали-то недолго, пора бы уже понять, что ничего с этим вашем земледелием доброго не выйдет. Поработят вас, а города разрушаться.

Только охота, собирательство и кочевой образ жизни! Так предками заведено, а предки — они не дураки были. Всё, бывай… цивилизатор хренов!