«Железнобокие» Оливера Кромвеля. 1640 — 1650 гг. Часть 1

Из книги «Всадники войны. Кавалерия Европы». Авторы — Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин

Оливер Кромвель оставил яркий след в военной истории Британских островов. Этот выдающийся человек был талантливым стратегом и удачливым полководцем. Однако наиболее рельефно его дарования проступили в качестве кавалерийского командира и организатора конных войск. Некоторые современники были склонны считать Кромвеля, в первую очередь, кавалеристом, а уж потом военачальником в широком смысле, что, конечно, не является справедливой оценкой. При этом суть данные высказывания отражали верно — в самом деле, всеми своими победами Кромвель был обязан стремительным действиям кавалерии, которые он столь умело и храбро направлял, организации которой он отдал столько сил. Будущий лорд-протектор не совершил революционных или хотя бы сколько-нибудь значительных преобразований в военном искусстве.

Оливер Кромвель

По сравнению с такими личностями, как Морис Оранский, или современниками Кромвеля — Валленштайном, Тилли, не говоря о Густаве Адольфе, он не выделялся ничем особым. С другой стороны, Кромвель и его армия представляют значительный интерес для историка. Как писал в своей неподражаемой манере Г. Дельбрюк: «Можно сомневаться, следует ли отводить в истории военного искусства особое место Кромвелю, так как нельзя утверждать, чтобы в цепи прогрессирующего развития этого искусства какое-либо звено носило его имя. Все же он настолько крупный военачальник, и армия его представляет настолько своеобразное и значительное явление, что обойти их молчанием не представляется целесообразным». Для начала рассмотрим вкратце ход Гражданской войны в Англии, выигранной кавалерией Кромвеля. Война началась в 1642 г., явившись результатом конфликта короля Карла I Стюарта с парламентом, противившимся его абсолютистским устремлениям и поддерживавшим интересы буржуазии и «джентри» — нового дворянства. В январе 1642 г. король бежит на север Англии после неудачной попытки арестовать пятерых вождей парламентской оппозиции. 22 августа король объявляет войну парламенту и собирает армию в Ноттингеме. Командование войсками роялистов принимает племянник Карла двадцатидвухлетний принц Руперт, энергичный командир и блестящий кавалерист.

Принц Руперт

Кромвель вступает в армию парламента в чине капитана и встает во главе конного отряда добровольцев, который изначально насчитывал 60 человек. 23 октября произошло первое крупное сражение между роялистами и «круглоголовыми».

После долгого маневрирования граф Эссекс (главнокомандующий индепендентов) привел свою армию под Оксфорд, где у холма Эджхилл встретил армию короля, наступающую на Лондон. В результате побоища граф Эссекс увел войско с поля, хотя и не потерпел явного поражения. Причиной послужил частичный разгром парламентской конницы кавалерией принца Руперта. Приняв во внимание опыт первых поражений, Кромвель приступил к формированию собственного полка, который послужил впоследствии моделью для создания так называемой «армии нового образца». Он решительно и последовательно выступал за демократизацию армии. Каждый способный к военному делу боец имел у него неограниченные горизонты карьерного роста вне зависимости от происхождения. Кромвель отказался от услуг наемников, принципиально привлекая к службе лишь тех, кто сражался по идейным соображениям. Огромное значение он придавал дисциплине, считая ее залогом боеспособности. Его солдаты постоянно участвовали в строевых учениях, отрабатывая навыки взаимодействия в бою.

Газеты того времени писали:

«Что до Кромвеля, то имеет 2000 храбрых и хорошо дисциплинированных воинов. Если кто из них побожится — платит штраф 12 пенсов. Если кто напьется, его сажают в колодки или еще хуже; если один назовет другого “круглоголовым”, его увольняют со службы; так что в тех местах, куда они приходят, все от них в восторге и присоединяются к ним. Какое было бы счастье, если бы все наши силы были так же дисциплинированны».

В феврале Кромвеля назначают командующим войсками Восточной ассоциации графств. В мае его полк получает первое боевое крещение. 13 мая 1643 г. возле местечка Грэнтем в графстве Линкольншир полк Кромвеля встретил 21 роту вражеской кавалерии при поддержке 4 рот карабинеров. Вот как он сам описывал последовавшую стычку:

«Как только мы услышали тревогу, то вывели наш отряд, состоящий из двенадцати рот, из коих некоторые находились в таком жалком состоянии, что трудно представить. Эту горсточку Богу было угодно бросить на чашу весов. Некоторое время мы стояли на расстоянии выстрела от неприятеля, и карабинеры с полчаса или немного больше вели огонь. Видя, что неприятель на нас не движется, мы сами решились его атаковать и после многих выстрелов с обеих сторон устремились на него довольно крупной рысью. Они держались стойко, но с Божьей помощью были весьма быстро опрокинуты и побежали, а мы их преследовали две или три мили».

Следующий бой, также окончившийся удачно для индепендентов, произошел 28 июля 1643 г. при городе Гейнсборо того же графства. Вот запись Кромвеля по этому поводу 28 июля 1643 г.:

«Неприятельский отряд стоял на вершине высокого холма, над нашими головами. Кое кто из наших попробовал взобраться на холм; враг сопротивлялся. Мы опрокинули его и сумели взобраться на холм». Оказалось, что за авангардом в резерве стоит целый конный полк роялистов. «Прежде чем мы успели привести наш отряд в порядок, неприятель бросил на нас свои главные силы <…>. Мы тоже атаковали его. Я был на правом крыле. Сойдясь вплотную, конь к коню, мы долго дрались мечами, сохраняя добрый порядок, и никто не мог одолеть. Но, наконец, противник поколебался, наши люди нажали на него посильнее, он подался, и мы его вскоре одолели, все их войско; одни побежали в одну сторону, другие в другую, в большом беспорядке».

Все эти стычки не имели стратегического значения. Невзирая на победу при Гейнсборо, почти весь Линкольншир оказался под контролем Ньюкасла. Тем более, почти в то же время западная парламентская армия Вильяма Уоллера потерпела ряд поражений в Вест Кантри от принца Руперта и Ральфа Хоптона, а армия графа Эссекса была блокирована в долине Темзы у Оксфорда. Даже более крупная победа парламентариев при Уинсби, где участвовали большие силы, не имела решающего значения, хотя и позволила вернуть контроль над Линкольнширом.

Продолжение следует…